—¬≈∆»≈ Ќќ¬ќ—“»
ѕќ»—  –ј—Ў.ѕќ»— 
«агрузка...

» √ипноз 2018 года: что спасет российскую экономику
11-09-2017, 13:20
«агрузка...

¬рем€ идет. “очнее, оно уходит. –оссийский политический класс, к которому вольно или невольно примыкает все чиновничество, загипнотизирован 2018 годом. Ќет, в том, что на олимпе все останетс€ без перемен, никто не сомневаетс€.  есарю Ч кесарево, но перемены все равно произойдут. ѕо  онституции по€витс€ новое (как минимум обновленное) правительство, а это уже потр€сение. ѕо сегодн€шним меркам торжествующей стабильности Ч точно. √ипноз 18-го года парализует сегодн€шнюю активность, заводить речь о каких-то реформах просто несерьезно. “ак когда же?!

√ипноз 2018 года: что спасет российскую экономику
‘ото: lukoil.ru

Ћовушка стабильности в том, что, как бы желательна она ни была по внутриполитическим соображени€м, она чревата застоем. ќ чем, когда был президентом, пр€мо говорил ƒмитрий ћедведев. ќ чем сегодн€ сигнализирует если не политика, хот€ на этот счет есть очень разные мнени€, то уж точно экономика.

ѕравда, министр экономического развити€ ћаксим ќрешкин излучает оптимизм, утвержда€, что впереди фаза экономического роста. ≈го прогнозы светлеют сами по себе, без каких бы то ни было признаков начала реформ, хоть структурно-экономических, хоть политических или судебных. Ёто прогнозы-сказки, вариации на тему скатерти-самобранки. Ќо даже если они сбудутс€, –осси€ и в 2020 году не дот€нетс€ по темпам роста до мировой экономики. «начит, продолжит отставать в самом банальном смысле слова. „то плохо дл€ каждого росси€нина, а дл€ президента втройне. » как дл€ росси€нина, и как дл€ главы государства, и как дл€ амбициозного геополитика.

ј с реформами беда. ≈ще в начале лета јлексей  удрин, глава ÷—–, близкого, как считаетс€, к власти штаба условно либеральных преобразований, признал, что ¬ладимир ѕутин вр€д ли одобрит пакет выдвигаемых ÷—– реформ, которые предлагаетс€ провести в 2018Ц2024 годах. ƒаже Ђпотер€нное дес€тилетиеї Ч а это последн€€ декада, когда темпы роста российской экономики в 2009 и 2015Ц2016 гг. ушли в минус, а в остальные годы практически колебались вокруг 1%, и только в этом году, как надеетс€ министерство ќрешкина, рост может перешагнуть 2%, Ч не убедило  ремль в необходимости ускорени€ перемен.  амень преткновени€ Ч существующие вертикали власти и опасени€, что предлагаемые реформы их могут расшатать.

¬ этом контексте весьма любопытен преданный гласности в отличие от самого плана реформ последний продукт ÷—– Ч доклад Ђ—оциокультурные факторы инновационного развити€ и успешной имплементации реформї. ≈го смысл в том, что фактически с реформами стоит повременить. ¬ том смысле, что им нужно предпослать всестороннее изучение в региональном разрезе этих самых Ђсоциокультурных факторов инновационного развити€ї. »де€, конечно, блага€ Ч чем меньше реформы будут поддержаны, тем меньше шансов на их Ђимплементациюї. Ќо ведь за изучением должна последовать пропаганда реформ, затем Ч их нова€ редакци€, ориентированна€ на лучшее воспри€тие. ј уж там, гл€дишь, и до самих реформ дело дойдет.

— одной стороны, это хороша€ учена€ мина при плохой политической игре. — другой Ч это признание торжества тех самых исторических традиций, в соответствии с которыми мы зигзагообразно дорастали до пр€мых выборов глав регионов и все никак не дорастем до нормальной политически конкурентной, а не суверенной демократии, никак не признаем, что новые лица оппозиции Ч это неотъемлема€ часть демократической политической системы, а вовсе не об€зательно чьи-то наймиты и вестники откуда-то насаждаемой майданщины.

ѕо этой логике реформы превращаютс€ из необходимого инструмента решени€ возникающих проблем в Ч по определению известного революционного классика Ч Ђпоследний клапанї, от которого до революции полшага. Ќу и кому нужен такой сценарий?

–азве дл€ того, чтобы развивать несырьевой экспорт, нужно тер€ть врем€ на углубленные социологические опросы во всех российских регионах? –азве у превращени€ суда в независимую власть есть противники среди тех, кто в суд обращаетс€ или к суду привлекаетс€, в отличие от тех во власти, в правоохранительной системе, в судейском корпусе, кому выгодно сегодн€шнее положение, в котором находитс€ судебна€ власть?

ƒл€ успешной имплементации реформ важна их грамотна€ структура и пор€док шагов, которые все равно сами по себе максимально возможной социальной поддержки могут не обеспечить. ѕолитика (а это она сама€) только в кабинетах не делаетс€. » это вызов, с которым сталкиваетс€ ÷—–, убедившись в отсутствии всесторонней поддержки ¬ладимира ѕутина.

≈сли с реформами швах, на какое топливо дл€ экономического роста остаетс€ рассчитывать? –аз топливо, то, конечно, нефть. Ќо и здесь перспектива не обнадеживает.  ак пишет The Wall Street Journal, крупнейшие инвестиционные банки уже четыре мес€ца снижают, правда, пока мелкими ложками, прогнозы цен на нефть. —уть не столько в цифрах (они пока остаютс€ чуть выше $50 за баррель), а в том, что цель ограничени€ добычи, на которую пошли ќѕ≈  и ее союзники, остаетс€ недостигнутой, а значит, растут шансы, что соглашение Ч а оно действует до марта 2018 года (по геополитической иронии президентские выборы в –оссии состо€тс€ именно в марте) Ч не будет пролонгировано.

ƒальше возможно повторение сценари€ гонки добычи при стремительно падающих ценах, когда прогноз банкиров может показатьс€ сказочно богатым. ѕравда, все прогнозы были сделаны до техасских разрушений, учиненных ураганом Ђ’арвиї. Ќо дл€ среднесрочного прогноза ураган погоды не делает. ј вот снижение потребности в нефти со стороны  ита€ (второго импортера нефти в мире после —Ўј) из-за постепенного замедлени€ роста Ч фактор посто€нный.

«начит, цены на нефть или останутс€ примерно на текущем уровне, или скорее упадут, чем подрастут. Ќу и где здесь фактор роста российской экономики?

¬ рукаве остаетс€ план √лазьева Ч “итова. «десь тоже масштабные реформы, прежде всего реформа ÷Ѕ и создание органа стратегического планировани€. Ќо они направлены не к рынку, а к государству, к новой роли ÷Ѕ, превращаемого в госбанк с целью доведени€ финансировани€, в том числе открыто эмиссионного, до реального производства при сокращении числа финансовых посредников и цены кредитов, здесь новые ограничени€ на валютном рынке и развитие проектного финансировани€.

Ќе удивлюсь тому, что если провести анализ социальной поддержки Ђплана  удринаї и Ђплана √лазьева Ч “итоваї, то победит последний. Ќо это вовсе не значит, что политический выбор должен следовать за соцопросами. —ильна€ сторона плана √лазьева†Ч “итова в том, что он соответствует дальнейшей конфронтации –оссии с «ападом, предлага€ за счет государства мобилизовать внутренние возможности. ≈го опасность Ч в том же. ћы все это, строго говор€, уже проходили. ѕредлагаемую мобилизацию, как учит опыт ———–, не стоит переоценивать, она порождает риски все большей изол€ции –оссии и в конце концов приведет к ее невосполнимому отставанию.

ѕока этот план Ч €вный аутсайдер в гонке за формирование экономической политики на новый президентский период Ч хот€ бы потому, что дл€ его реализации потребуютс€ масштабные изменени€ в правительственной команде, не говор€ уже о ÷Ѕ, а ¬ладимир ѕутин не считает подобную Ђчисткуї правильной. Ќо чем дольше будет продолжатьс€ Ђсто€ние на ”греї вместо рыночных и демократических реформ, тем выше шансы у реформ противоположной направленности.


»сточник: www.mk.ru




«агрузка...
«агрузка...
„»“ј…“≈ “ј ∆≈


ѕиши отзывы получай деньги



» »нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
 


“≈√»
Ѕольше ¬ласти «ачем  акие  огда ћоскве ћосквы ѕодмосковье ѕочему ѕутин ѕутина –оссии –оссию –осси€ ———– —колько будет будут было быть вопрос врем€ года году если есть жиль€ какой люди метро млрд могут может можно после против рублей только человек чтобы