—¬≈∆»≈ Ќќ¬ќ—“»
ѕќ»—  –ј—Ў.ѕќ»— 
«агрузка...

» Ўагренева€ трехлетка: бюджет-2018†выдал будущего победител€ президентской гонки фото
20-09-2017, 14:05
«агрузка...

„ем любопытен одобренный правительством проект очередной бюджетной трехлетки? 2018 годом. Ѕюджет хочетс€ протестировать на отражение президентских выборов. Ќу и,†соответственно, на то, какие изменени€ нас ожидают. »†когда.

Ўагренева€ трехлетка: бюджет-2018 выдал будущего победител€ президентской гонки фото
фото: јлексей ћеринов

—тарое выражение нового лица

ѕоставив такую задачу и пыта€сь ее решить, первое, что обнаруживаешь: бюджет погружен в себ€. ‘ормально дл€ его составителей главное вовсе не президентские выборы и уж тем более не какие-то структурные реформы, ориентированные, как нам обещают фехтующие между собой с огл€дкой на политиков эксперты, на то или иное будущее. ¬ бюджете главное — баланс. Ёто, конечно, не значит, что бухгалтери€ победила политику — так не бывает. ќднако бюджет на то и бюджет, что какую в него политику ни закладывай, баланс должен быть.

Ќо и то, каким этот баланс получаетс€, — уже отражение политики. ƒефицит бюджета в 2018 году составит 1,37% ¬¬ѕ, в 2019 году — 0,84% ¬¬ѕ, а в 2020 году — 0,87% ¬¬ѕ. » это притом что ћинфин рассчитывал бюджетные параметры исход€ из цены нефти российской марки Urals в $40 за баррель в 2018 году и $42,4 — в 2020?м. ƒругими словами, в бюджет заложен консервативный сценарий развити€ нефтегазовой конъюнктуры, уровень доходов на деле вполне может превысить проектный уровень.

«начит, экономическа€ политика правительства, базирующа€с€ на бюджетных возможност€х, должна в первую очередь обеспечить не долгожданный решительный прогресс в ликвидации бедности (в –оссии на доходы ниже прожиточного минимума живут больше 20 млн человек, или каждый седьмой), не реализацию флагманских проектов (развитие цифровой экономики, к примеру, или превращение страны в великую транспортную державу), а сдерживание бюджетного дефицита в рамках, которые покажутс€ узкими в любой другой стране.

” ћинфина есть объ€снение. √лава ведомства јнтон —илуанов его дал, выступа€ в комитете √осдумы по бюджету и налогам: «ѕочему мы снижаем дефицит на следующие годы и ориентируемс€ только на собственные возможности? ћы потратили (в 2016 году. — Ќ.¬.) объем резервов такой, какой примерно у нас осталс€ на следующий год. ѕоэтому нам невозможно, нельз€ использовать подушку безопасности так, как мы это делали в посткризисный период». —лишком много резервов уже проели, кризис миновал, пора жить по средствам — вот така€ политика.

ј как же президентские выборы? »зменени€ в структуре расходов, конечно, есть. Ќо не они определ€ют лицо бюджета. Ќа этом лице старое выражение: «ƒенег нет, но вы держитесь!»

Ёто, в частности, значит, что, по сути, никакой серьезной борьбы на президентских выборах не ожидаетс€. “акой, кака€ потребовала бы бюджетной мобилизации. Ќикаких качественных изменений в бюджетной политике не предвидитс€. ”же на этом основании можно сделать вывод, что и следующим российским президентом станет президент нынешний.

—екреты «позитивной стагнации»

≈сли вернутьс€ к экономике, то некоторые эксперты уже нашли объ€снение отсутствию серьезных различий между проектами бюджета 2017–2019 и 2018–2020 годов. ¬се просто: экономика еще находитс€ «в стадии позитивной стагнации».

«ѕозитивна€ стагнаци€» — это, конечно, не так здорово, как «отрицательные темпы роста», но все равно замечательно. Ќо если на этой стадии в политике ничего мен€ть не надо, значит, экономическа€ политика у нас существует отдельно от экономики. Ќо тогда нет и экономической политики как таковой. «ачем тогда нам нужно правительство? „тобы таких вопросов не возникало, экономическа€ политика должна мен€тьс€ в зависимости от того, на какой стадии находитс€ экономика — хоть позитивной, хоть негативной стагнации, чтобы вывести экономику из любой стагнации вверх, а не вниз.

 акие изменени€ все-таки есть в бюджете? «“ри кита» расходов неизменны: на социальные цели (36,4% на трехлетку-2018–2020), на оборону (29%), на поддержку экономики (14,7%).

Ќо вот что интересно: на социальную политику в 2018 году будет выделено 4,703 трлн рублей, план на 2019 год составл€ет 4,728 трлн рублей, а на 2020 год — 4,866 трлн рублей. ќднако все это не дот€гивает до расходов 2017 года — 5,092 трлн рублей. ¬от така€ предвыборна€ политика.

—трого говор€, это необ€зательно означает, что государство станет еще скупее по отношению к гражданам, которые наиболее остро нуждаютс€ в его поддержке. —итуацию может сгладить больша€ адресность этой поддержки, хот€ перед реализацией этой задачи стоит немало технических и административных препон. ¬ любом случае с подачи президента правительство, как рассказал министр труда и социальной защиты ћаксим “опилин, одобрило проект о двухэтапном доведении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума: 85% в 2018 году и 100% в 2019 году.

≈сть любопытные детали и в силовых расходах. ≈сли расходы по статье «национальна€ оборона» на 2018 год предлагаетс€, как и предусматривалось предыдущей бюджетной трехлеткой, сократить до 943,6 млрд рублей (с 1,021 трлн рублей в 2017 году), то расходы по статье «нацбезопасность и правоохранительна€ де€тельность» в 2018 году, наоборот, незначительно, но увеличиваютс€ — до 1,3 трлн рублей с 1,271 трлн рублей в 2017?м. —в€зывать это с предвыборным годом можно, но не хочетс€.

ѕриоритетные проекты, разумеетс€, есть. Ќо невозможно не отметить тот, которого среди них нет. –азвитие цифровой экономики в –оссии не раз звучало в качестве одной из важнейших целей в выступлени€х президента ¬ладимира ѕутина. Ёто та сфера, через которую мир прокладывает маршрут в быстро приближающеес€ будущее, и дл€ –оссии крайне важно попытатьс€ успеть оказатьс€ среди тех стран, которые будут определ€ть его стандарты.

„то здесь предлагает бюджетна€ трехлетка? Ќичего! ѕрограмма «÷ифрова€ экономика» остаетс€ без финансировани€, то есть ее попросту нет. ¬ице-премьер јркадий ƒворкович, как школьник, не выучивший урок, оправдываетс€ тем, что правительство «продолжает дискуссии по этому вопросу». Ёто признание в том, что правительство не умеет расставл€ть стратегические приоритеты даже после того, как на эту тему уже недвусмысленно высказалс€ президент.

  другим приоритетным проектам стоит подобрать весы. ≈сли в расходах на оборону и безопасность счет идет на триллионы рублей, то в 2018 году на ипотеку и арендное жилье, образование и здравоохранение соответственно предполагаетс€ выделить 20,626 млрд и 438 млрд рублей. ѕричем в 2019–2020 годах расходы на здравоохранение и образование еще больше сокращаютс€.

Ўагренева€ трехлетка: бюджет-2018 выдал будущего победител€ президентской гонки фото

√од за три

„то бы и когда бы ни предлагали в качестве экономической стратегии эксперты, насто€ща€ экономическа€ стратеги€ государства — это и есть та сама€ бюджетна€ трехлетка. » предложенна€ на 2018–2020 годы трехлетка как стратеги€ изр€дно отличаетс€ даже от предложений ÷ентра стратегических разработок (÷—–), который возглавл€ет јлексей  удрин, считающийс€ идейным отцом той экономической политики, которую в ћинфине провод€т его преемники. Ќа это стоит обратить внимание. ¬ чем эти отличи€?

¬о-первых, ÷—– предлагает корректировку нового бюджетного правила: вместо $40 за баррель в качестве цены отсечени€ (доходы бюджета от более высоких цен сберегаютс€ в –езервном фонде, теперь объедин€емом с ‘ондом национального благососто€ни€) — $45. «начит, сбалансированность бюджета достигаетс€ и более м€гкой по сравнению с предлагаемой ћинфином бюджетной политикой. “о есть ÷—– предлагает увеличить госрасходы.

¬о-вторых, ÷—– предлагает по-новому расставить приоритеты госрасходов. —оответствующий маневр предполагает дальнейшее сокращение военных расходов. Ќе только потому, что они современной экономической наукой признаютс€ непроизводительными, главное — здесь –осси€ существенно опережает и развитые, и развивающиес€ страны. –оссийска€ дол€ военных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета составл€ет, по оценкам ÷—–, 6% против 5% в развивающихс€ странах и 3,5% в развитых. ƒол€ военных расходов в ¬¬ѕ в –‘ — 2,5%, в развивающихс€ и развитых странах — на уровне 1,5%.

— другой стороны, ÷—– предлагает на треть увеличить финансирование инфраструктурных, прежде всего транспортных, проектов, расходы на образование увеличить к 2024 году на 0,8–1,0 п.п. ¬¬ѕ по сравнению с текущим уровнем, бюджетные расходы на здравоохранение — на 0,7–0,8 п.п. ¬¬ѕ.

ѕлан ÷—– может нравитьс€ или не нравитьс€, но он в отличие от правительственной бюджетной трехлетки, по крайней мере, претендует на роль некоей стратегии. ѕравительство же вслед за ћинфином продолжает бюджетоцентристские пл€ски.

“ема стратегии возвращает нас на предвыборное поле. ¬ этом контексте весьма любопытен взгл€д Ќаталии ќрловой, главного экономиста јльфа-банка. ќна считает, что трехлетний проект бюджета на практике может оказатьс€ годовым, так как в проект бюджета не включены возможные после президентских выборов изменени€.

–оссийска€ специфика: когда исход президентских выборов оказываетс€ лишенным интриги, поствыборный бюджет оказываетс€ интереснее выборного. ¬спомним поствыборные майские указы 2012 года. “ак наверн€ка произойдет и сейчас: сначала ¬ладимир ѕутин огласит свою предвыборную программу, в которой, конечно, значительное место займет рост зарплат бюджетников и социальна€ политика в целом, а потом и бюджеты измен€тс€. ∆дать осталось недолго.

ћЌ≈Ќ»≈ Ё —ѕ≈–“ќ¬

Ќикита ћасленников, руководитель направлени€ экономики и финансов »нститута современного развити€:

«–ассуждать сейчас о бюджетной трехлетке бессмысленно, потому что в представленном проекте никак не прописано будущее ни налоговой системы, ни пенсионной системы, ни тарифной политики. ¬се эти направлени€ вроде бы собирались реформировать после 2018 года, но как именно — непон€тно. ѕоэтому пока уместно говорить лишь о бюджете будущего года. —читаю, что это бюджет компромисса. ѕотому что, с одной стороны, в нем достаточно реалистично рассчитаны доходы и расходы, предусмотрено выполнение основных социальных об€зательств. ¬ частности индексаци€ пенсий и даже зарплат бюджетников, не подпавших ранее под действие майских указов. ѕрогноз по нефти заложен консервативный, скорее всего в реальности цена баррел€ будет выше. Ёто все плюсы. — другой стороны, нет никаких стимулирующих к росту позиций, никак не учитываютс€ структурные реформы. ¬ частности, мы не видим никакого увеличени€ вложений в человеческий капитал, расходов на здравоохранение и образование. Ќе предусмотрены также расходы на бюджетные кредиты регионам. ¬се это ставит под сомнение возможность годового роста ¬¬ѕ даже на скромные 2%. —корее всего, мы увидим темпы еще меньше — 1–1,5%. ѕодвод€ итог, можно сказать, что бюджет?2018 сверстан так, чтобы пройти год без финансовых потр€сений. Ќаверное, это удастс€, но и какого-то рывка в развитии ждать не приходитс€».

–услан √ринберг, научный руководитель »нститута экономики –јЌ, член-корреспондент –јЌ:

«Ѕюджетные проблемы по мере приближени€ 2018 года обостр€ютс€, поскольку доходы не растут, а расходы увеличиваютс€, особенно с учетом года выборов президента. “от рост ¬¬ѕ в 1,5–2,5%, что был у нас зафиксирован по итогам II квартала и I полугоди€, трудно назвать устойчивым, поскольку он определ€лс€ скорее конъюнктурными и сезонными факторами. ¬о втором полугодии он вполне может сойти на нет. » тогда власт€м, по всей видимости, придетс€ идти по пути наращивани€ бюджетного дефицита — в частности за счет расширени€ внутренних и внешних заимствований. ¬ принципе, ничего страшного в этом нет. ” нас в проекте бюджета предусмотрен дефицит около 1,4% ¬¬ѕ. ћежду тем даже такие крупные экономики, как √ермани€ и ‘ранци€, столкнувшись с кризисом, позвол€ли себе дефицит в 5–6% ¬¬ѕ. ƒругой вопрос, найдем ли мы источники дл€ внешних заимствований, поскольку в отношении –оссии действуют международные санкции. ќднако если не увеличивать расходы, то мы обречены и дальше барахтатьс€ в депрессии и стагнации. ¬ целом же € считаю, что все равно в год выборов всем сестрам раздадут по серьгам, и деньги на это, безусловно, найдутс€. Ќу а потом уже начнетс€ тушение финансового пожара. Ќам не привыкать!  ак говорил в зале суда бывший министр экономического развити€ јлексей ”люкаев, состо€ние у нашей экономики хорошее, но не безнадежное».

—анкции . ’роника событий
»сточник: www.mk.ru




«агрузка...
„»“ј…“≈ “ј ∆≈


ѕиши отзывы получай деньги



» »нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
 


“≈√»
Ѕольше ¬ласти «ачем  акие  огда ћоскве ћосквы ѕодмосковье ѕочему ѕутин ѕутина –оссии –оссию –осси€ ———– —колько будет будут было быть вопрос врем€ года году если есть жиль€ какой люди метро млрд могут может можно после против рублей только человек чтобы