—¬≈∆»≈ Ќќ¬ќ—“»
ѕќ»—  –ј—Ў.ѕќ»— 
«агрузка...

» ≈вгений ямбург: Ђ„иновники чуют тренд объединени€ религии с идеологиейї
17-01-2017, 14:00
«агрузка...

ћногонациональное российское общество взбудоражено информацией о подспудной подготовке нового, дополнительного курса изучени€ православи€ в школе в невиданных прежде масштабах: без малого 600 учебных часов, рассчитанных на преподавание во всех классах, с 1-го по 11-й включительно. ¬ нюансах проблемы разбирались участники нашего круглого стола Ђ¬ведут ли в школе уроки православи€?ї.

≈вгений ямбург: Ђ„иновники чуют тренд объединени€ религии с идеологиейї
фото: √еннадий „еркасов

Ч  ак возникла нова€ программа изучени€ православной культуры?

¬ице-президент –јќ, замглавы ”чебно-методического объединени€ (”ћќ) ¬иктор Ѕасюк:

-  ак оператор ”ћќ –оссийска€ академи€ образовани€ рассматривает и утверждает все примерные образовательные и рабочие программы по всем уровн€м общего образовани€ от дошкольного до среднего общего.

ѕри этом кроме об€зательных в ”ћќ поступают и программы по вариативной части учебной программы, используемые по выбору школы дополнительно к основным предметам.

ѕроцедура жестко определена регламентом: рассмотрение всех представленных программ, независимо от личного отношени€ к ним членов академии. ѕоэтому все они направл€ютс€ на заключение в две внешние экспертные организации, а итоги рассматриваютс€ в ”ћќ.

“ак было и с программой по православной культуре, поступившей к нам в июле и рассмотренной 20 сент€бр€. ќбе экспертизы на нее оказались отрицательными, и ”ћќ дважды отправл€ло программу на доработку: окончательное решение будет прин€то лишь на следующем заседании.

ќднако хочу подчеркнуть: данна€ программа представл€ет предмет по выбору, так что решение о его преподавании в любом случае будет приниматьс€ школой с учетом мнени€ родителей и детей. ≈сли родитель не захочет, чтобы его ребенок посещал этот факультатив, он просто напишет за€вление на им€ директора школы, и администраци€ школы должна прин€ть это решение.

Ч ”вы, на практике такие отказы принимают далеко не всегда.

¬иктор Ѕасюк:

Ч  онечно, в –оссии более 40 тыс. школ, и где-то, возможно, мнение администрации может довлеть. Ќо на этот случай есть механизм, преп€тствующий игнорированию мнений родителей, Ч органы надзора во главе с прокуратурой, куда всегда можно обратитьс€.

ѕротодиакон јндрей  ураев:

Ч «наете, € не очень представл€ю себе учителей математики в какой-нибудь Ѕелгородской области, дав€щих на губернатора, с тем чтобы в регионе стало больше матшкол. ј вот митрополита, который оказывает мощное давление на губернатора, а тот Ч на директоров школ, чтобы было больше Ђистокообразующихї учебных заведений, представл€ю легко. » от этого административного ресурса детей и родителей надо защищать: возможность политического заказа более чем реальна.

«аслуженный учитель –‘, директор школы ≈вгений ямбург:

Ч ѕриведу конкретный пример.   нам в школу привезли девочку как раз из Ѕелгородской области, откуда ее семь€ буквально бежала, спаса€сь от курса Ђ»стоковї. ќна мне говорит: € не люблю католиков за то, что они мол€тс€ ѕримадонне! я, конечно, ей объ€снил, что ѕримадонна Ч это јлла ѕугачева, а не ћатерь Ѕожь€. Ќо ужас в том, что при таком нажиме и политическом давлении ее успели отравить ненавистью! » директор школы, подчиненный начальнику управлени€ образовани€, как тот, в свою очередь, губернатору, не может защитить ребенка от этого давлени€: сегодн€ по  «ќ“у любого директора можно уволить без объ€снени€ причин. ¬от родители и бегут...

јндрей  ураев:

- ≈сть также замечани€ и по содержанию программы, подготовленной отделом религиозного образовани€ патриархии.   сожалению, очень часто такие программы и учебники пишутс€ не дл€ детей, а дл€ внутреннего цензора, сид€щего в голове у автора и озабоченного исключительно соответствием ортодоксии.

ћежду тем ребенку в рамках такого курса надо говорить не о решени€х того или иного собора или о том, что —одом сделал со своею √оморрой, а о том, что в сокровищнице православного предани€, возможно, найдетс€ несколько подсказок дл€ решени€ его насущных проблем Ч поиска своей идентичности, своего места в коллективе, разборок в подростковой стае, этики и сексуального поведени€, межнациональных отношений и т.д. и т.п.

  сожалению, представленна€ программа бесталанно следует первому пути, увод€ детей в иные века.  роме того, она рассчитана на изучение целиком, в объеме 592 часов, во всех классах Ч с 1-го по 11-й. ј должны быть дробные программы, которые, не превраща€ школу в просеминарию, позвол€т ей вводить их по своему усмотрению отдельными кусками после общего курса ќ– —Ё Ч скажем, в 6-7-м или в 10Ц11-м классах.

Ќо что сильнее всего мен€ поразило в обсуждаемом учебном курсе, так это его финал. ¬се кончаетс€ рассказом о —инодальном отделе религиозного образовани€ во главе с митрополитом ћеркурием. “акой вот итог эволюции человечества!

Ч ј зачем вообще этот курс, если в школах уже преподаетс€ ќ– —Ё?

–ектор ћосковского исламского университета ƒамир ’айретдинов:

я, честно говор€, этого не понимаю. ¬се мы знаем, как по€вилс€ курс ќ– —Ё. ¬начале было одностороннее введение в Ѕелгородской и некоторых других центральных област€х –оссии основ православной культуры и, как следствие, Ч рост напр€жени€ межнациональных отношений, погасить который удалось лишь с вмешательством в конфликт самых высоких инстанций. » лишь затем Ч работа по созданию единого светского курса ќ– —Ё.

ќн вышел очень удачным, но главное, что конфессии смогли договоритьс€ между собой, перейд€ от вы€снени€ отношений к совместной работе. » вот теперь начинаютс€ новые странности. ”верен, что подавл€ющее большинство читателей Ђћосковского комсомольцаї, как и все здесь присутствующие, Ч добропор€дочные граждане, отцы и матери семейств, стрем€щиес€ к нравственному воспитанию своих детей.

¬ полной мере это относитс€ и к нам, мусульманам: мы также поддерживаем большинство инициатив –ѕ÷ по воспитанию молодежи в духе традиционных ценностей нашего общества, морали и здоровых семейных отношений. Ќо к чему вс€ эта келейность?

” нас существует масса вс€ческих официальных инстанций: ќбщественна€ палата, ћежрелигиозный совет, ќбщественный совет при президенте,  омисси€ при правительстве, профильный комитет √осдумы. —пециально создано ‘едеральное агентство по делам национальностей, которое претендует на статус министерства. Ќо факты тайного по€влени€ и внедрени€ очередных курсов православи€ почему-то проход€т мимо них. «ачем нам тогда вс€ эта многочисленна€ прослойка, если мы узнаем обо всем из звонков наших рассерженных прихожан?

Ч ’ороший вопрос!

ƒамир ’айретдинов:

- Ќо не главный. √лавный вопрос: что такое сегодн€ российска€ наци€?

ћы же понимаем, что то, что здесь произошло, рано или поздно выстрелит в регионах!

—егодн€ мы будем вводить дополнительный курс исламской культуры в тех регионах –оссии, где осталось 2Ц3% русского населени€, а завтра, уже ориентиру€сь на новый образец, в тех, где 20Ц30% русского населени€?

ћы же помним из истории, что революци€ 1917 года начиналась с лозунга тогдашнего министерства просвещени€ Ђ—амодержавие, православие, народностьї, а распад ———– произошел по национальному признаку, хот€ над этим и поработало ÷–”. «ачем же снова наступать на те же грабли, да еще в услови€х многочисленных внешних вызовов и изменени€ этнодемографического соотношени€ внутри нашей страны?

ƒумаю, необходимо работать над этими темами совместно всем заинтересованным сторонам Ч и конфесси€м, и общественности, и государству, и научному сообществу с помощью широкой дискуссии, а не кулуарно.

¬иктор Ѕасюк:

Ч ƒолжен сказать, что это не перва€ программа данной тематики, котора€ проходит экспертизу в –јќ. » никакой тайны из этой работы мы не делаем: заседани€ ”ћќ открыты, в том числе и дл€ прессы.  роме того, если школа или регион решили ввести у себ€ какую-то программу, то пусть уж лучше она пройдет оценку специалистов, а не будет вытащена откуда-то из-под спуда.

ѕреподаватель православного —в€то-“ихоновского гуманитарного университета, писатель, многодетный отец “имофей ¬еронин:

Ч ≈сли в какой-то школе после уроков проход€т зан€ти€ по «акону Ѕожьему, то это делаетс€, только если того требуют родители. ≈сли есть запрос и желание, чтобы дети знали о счастье, которое нам открылось, то как это можно запрещать?

Ч –ечь ведь не о запрете, а о недопустимости нав€зывать эти зан€ти€.

“имофей ¬еронин:

Ч ƒа никто и не нав€зывает.

≈вгений ямбург:

Ч Ќапротив, есть много фактов такого давлени€ в регионах. » надзорные органы сплошь и р€дом тоже в этом тренде.

Ч ƒавайте спросим родителей!

ѕсихолог школы є830, многодетна€ мама Ѕогдана  увшинникова:

Ч ¬ регионах, где идет политическое давление сверху, директор школы действительно бессилен, так как сейчас это самый бесправный человек в образовании. Ќо если решение находитс€ на уровне школы, вопрос может решить даже не коллектив родителей, а кажда€ отдельно вз€та€ семь€.

≈вгений ямбург:

- ѕроблема много глубже. ¬ нашей стране, пережившей вслед за религиозным кризисом религиозный ренессанс, спутаны все пон€ти€: духовность и клерикализм; вера отцов и их вражда друг к другу. ќтсюда возникают, сплета€сь хвостами, бесы всех мастей, вместо одних мифов возникают другие, и на этой основе вдруг €вл€етс€ миру какой-нибудь немыслимый православный сталинизм.

ƒа, ’’ век доказал кризис автономной безрелигиозной морали. Ќо сегодн€ людей, впервые обращающихс€ к этим сюжетам, подстерегает страшный кризис идентичности, ведь самый простой способ ее обнаружить Ч это решить, Ђпротив кого мы дружимї: найти врага, и неважно, в международной ли сфере или в соседней конфессии. ¬ этом смысле € глубоко убежден: российска€ школа должна оставатьс€ светской Ч это, если хотите, техника безопасности многоконфессионального и многонационального государства!

ѕри этом быть светской школой отнюдь не означает быть агрессивно-атеистической Ч не надо смешивать эти пон€ти€. Ќо надо искать не то, что раздел€ет детей, а то, что их объедин€ет.

ƒруга€ опасность Ч подкрасить тоталитаризм и выдать его методы за спасение, а религию за идеологию, заменив ею марксизм-ленинизм. Ёто не только унижение религии, но и гнилые нитки, которые будут посто€нно рватьс€ из-за возникающих противоречий.

¬ нашей школе сегодн€ учатс€ дети около 20 национальностей, и школа Ч единственное место, где они собираютс€ вместе. ¬ этих услови€х крайне важно, чтобы христианский мальчик знал многое об исламе и понимал, что ислам - это не экстремизм, а смирение, и что есть суры  орана, где ћохаммед говорит, что все религии должны соревноватьс€ в добре. ј исламский ребенок Ч многое понимал в Ѕиблии и в Ќовом «авете.

–елигиозный путь Ч это дело семьи и воскресной школы при церкви или мечети. ¬ общеобразовательной же школе мы должны быть очень аккуратными, иначе мы ее взорвем изнутри, что, к сожалению, уже делаем.

Ќи одна конфесси€ не должна иметь в общеобразовательной школе никаких преимуществ: дл€ более углубленного изучени€ существуют русские православные гимназии и, скажем, исламские с этнонациональным компонентом, куда родители при желании могут отдать своих детей. Ќо строить всех в один р€д в общеобразовательной школе нельз€ Ч мы кровью обольемс€!

Ч  стати, среди нас есть представительница родителей, которых реально пытались Ђпостроить в один р€дї.

√лава инициативной группы родителей школы є2065 »нна √ерасимова:

Ч Ќаш класс подал жалобу в прокуратуру на нав€зывание нам предмета Ђ»стокиї. —начала мы написали за€вление об отказе его изучать директору школы. Ќо школа нас проигнорировала, и мы обратились в прокуратуру с за€влением, что отказываемс€ слушать курс религиозной пропаганды, да еще крайне непрофессионально изложенной в учебнике. Ќо прокуратура отправл€ет наши письма в департамент образовани€, а тот пересылает их снова в школу. » получаетс€ замкнутый круг, который мы не можем разорвать уже четыре мес€ца.

≈вгений ямбург:

- “акое нав€зывание Ч грубейшее нарушение: полное право родителей от него отказыватьс€! ∆аль, что прокуратура в вашем случае, как бы это сказать... про€вл€ет нравственную гибкость.

я с большим уважением отношусь к патриарху  ириллу. Ќо когда он на голубом глазу говорит, что наши школы преп€тствуют введению православных курсов, это звучит дл€ чиновников как сигнал давить на директоров. ј едва пускаетс€ в дело административно-командный ресурс, становитс€ плохо всем: и школам, и мусульманам, и православным, и всем другим. Ќе говорю уже о страшной ситуации, складывающейс€ с кадрами. ¬едь зачастую эти курсы ведут учител€ труда, прошедшие, ради дополнительных часов, краткую переподготовку.

Ч “имофей Ћеонович, а кто, с вашей точки зрени€, должен вести такие уроки в школе?

“имофей ¬еронин:

Ч  ак преподаватель —в€то-“ихоновского университета считаю, что введение этой дисциплины поможет нашей православной общественности подготовить нужных специалистов. Ёто должен быть педагог, которому это духовно близко, и тогда сам предмет поведет его за собой и заставит духовно раскрыватьс€. ¬едь что такое школа, из которой изгнано религиозное начало? Ёто атеистическа€ школа, где биологи€, географи€, истори€ суд€т о человеке с чисто атеистических позиций. ј атеизм Ч это та же религи€.

≈вгений ямбург:

Ч “олько не надо путать светскую школу с атеистической! —ветский характер образовани€ должен сохранитьс€, ведь как только школа его потер€ет, тут же пойдут требовани€ прекратить преподавание дарвинизма, ибо тот противоречит Ѕиблии. »ли того лучше: по€в€тс€ пособи€, авторы которых начнут вил€ть, стрем€сь и церковь не обидеть, и с наукой окончательно расстатьс€. ј в итоге напишут, что человек произошел от обезь€ны по образу и подобию Ѕожьему! ќно, может, теологически и верно... Ќо звучит сомнительно. “ак что сегодн€шнее мощное давление религии на школу очень опасно Ч и дл€ той, и дл€ другой.

ƒамир ’айретдинов:

Ч ƒа, за обсуждаемым сейчас факультативным курсом стоит очень серьезна€ проблема: подспудна€ клерикализаци€ школы. „тобы пон€ть, что этот учебник €вл€етс€ пропагандой православной церкви и идеологии, не нужно быть экспертом. ј теперь представьте, что € принесу такой же по мусульманству. ¬едь тут же скажут, что исламизаци€ –оссии уже состо€лась! Ёто острейша€ тема!

≈вгений ямбург:

Ч ƒа, чиновники чуют тренд объединени€ религии с идеологией. » им даже не нужны пр€мые приказы сверху Ч лишь намеки на эти приказы. ћежду тем любое идеологическое впаривание ни к чему не приведет, кроме ненависти и цинизма. » мы это уже видим.  акие бы красивые программы мы ни писали Ч воспитательную на 20 лет или какие другие, если то, что мы говорим, не соответствует тому, что мы видим, дети на это реагируют мгновенно Ч их не обманешь.

Ђћ ї: Ч Ќу что же, на этой оптимистической ноте мы и завершим работу.

јЌ≈ ƒќ“ ќ“ јЌƒ–≈я  ”–ј≈¬ј. 4-й класс, урок православной культуры. ”чительница рассказывает о предмете и говорит: Ђƒети, те из вас, кто получит Ђчетверкиї и Ђп€теркиї, попадут в рай, а те, кто Ђдвойкиї и Ђтройкиї, Ч в адї. ¬овочка: Ђћарьванна, а выжить после этих уроков никак нельз€?ї


»сточник: www.mk.ru




«агрузка...
„»“ј…“≈ “ј ∆≈


ѕиши отзывы получай деньги



» »нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
 


“≈√»
Ѕольше ¬ласти «ачем  акие  огда ћоскве ћосквы ѕодмосковье ѕочему ѕутин ѕутина –оссии –оссию –осси€ ———– —колько будет будут было быть вопрос врем€ года году если есть жиль€ какой люди метро млрд могут может можно после против рублей только человек чтобы