—¬≈∆»≈ Ќќ¬ќ—“»
ѕќ»—  –ј—Ў.ѕќ»— 
«агрузка...

» Ќищее финансирование российских школ завело учеников и учителей в тупик
17-01-2017, 16:00
«агрузка...

ѕротест учителей против низких зарплат и родителей против бесконечных поборов в школах растет не по дн€м, а по часам. ¬олна возмущени€ резко пошла вверх, так как все обещани€ властной верхушки кардинально изменить ситуацию и даже майские указы президента 2012 года на деле неизменно оказываютс€ мистификацией.  акое участие в обнищании российских школ принимает верховна€ власть, региональные департаменты и директора учебных заведений, как эконом€т на учител€х и учениках в услови€х резкого сокращени€ финансировани€, разбиралс€ корреспондент Ђћ ї.

Ќищее финансирование российских школ завело учеников и учителей в тупик
фото: Ќаталь€ ћущинкина

ЂЌеужели ты не понимаешь: у государства остро не хватает денег. ≈сли не крутитьс€ как уж на сковородке, школе просто придет конецї, Ч еще в начале нынешнего кризиса говорил уважаемый мной директор одной из государственных школ. „то мы наблюдаем сейчас? »справленный проект бюджета 2016 года также показал, что затраты на образование в –оссии вновь снизились на 26,3 млрд руб., или на 4,6%. ѕри этом ставка подушевого финансировани€ даже в столичных школах не индексировалась аж с 2011 года.

ћежду тем в голове р€дового родител€ посто€нно звучат слова из Ђголубого экранаї, что школы финансируютс€ в должном объеме и могут закупать все необходимое дл€ блага учеников. ј дальше у недоумевающих пап и мам начинаютс€ вопросы, почему в нашей школе продленка стоит 6000 рублей, а в соседней Ч всего 2000, или почему мама  ати с 8-го этажа не платит ни копейки в фонд своей альма-матер, а с нас требуют. ѕо всему получаетс€, что сейчас директора эконом€т кто во что горазд, иногда действительно на благо школы, а иногда и на благо собственного кармана и особо приближенных к нему лиц.

Ўкольный двор чудес

“ак, родители одной из гимназий —анкт-ѕетербурга жалуютс€, что уже не первый год каждый класс должен платить ежемес€чную дань в фонд школы Ч почти 15 тыс€ч рублей. ≈стественно, все оформл€етс€ как добровольное пожертвование, но отказатьс€ от него практически невозможно. ЂЌас заставл€ют платить в том числе и летом, ссыла€сь, что в частности эти деньги идут на туалетную бумагу и другие хоз€йственные атрибуты, необходимые администрацииї, Ч рассказывают возмущенные родители. ѕри этом данна€ школа занимает высокое место в рейтинге школ и дополнительным финансированием в виде грантов отнюдь не обделена. ’от€ в учебном заведении того же ѕитера, которому не удалось попасть даже в топ-200, то есть заработать гранты, подобных поборов почему-то отрод€сь не было.

–асслоение по уровню поборов с родителей наблюдаетс€ во многих городах. ѕричем логика в этом расслоении прослеживаетс€ далеко не всегда. √де-то максимальные поборы на душу устанавливают элитные заведени€, куда лом€тс€ все, где-то, наоборот, Ч администраци€ школ, дела которых идут далеко не блест€ще. —ложна€ ситуаци€ складываетс€, например, в одной из городских школ.

Ч ¬ нашем комплексе кулер установлен только в столовой, воды не хватает, на наши жалобы директор предлагает покупать воду в класс по 215 рублей у определенного поставщика, Ч рассказывает еще одна родительница. Ч “о же самое происходит и во многих других комплексах. ƒети бегают в туалет пить воду из-под крана. Ќо больше всего нас волнует глобальна€ проблема повсеместного отсутстви€ туалетной бумаги в школьных туалетах. –уководство ссылаетс€, что нерадивые школьники ее разматывают и выбрасывают. ћы сами покупаем бумагу в класс. ƒети вынуждены ее отматывать под крики однокашников Ђха-ха... пошел какатьї. Ёто просто издевательство! ƒавайте тогда повесим держатель дл€ бумаги перед входом в кабинет директора, пусть тоже перед походом в туалет у всех на глазах ее мотает. ¬от и будет воспитание личным примеромї.

ѕравда, главное издевательство в истории с туалетной бумагой состоит в том, что в госзакупке хоз€йственных товаров, объ€вленной в конце августа, дл€ данного образовательного комплекса нет ни одного рулона туалетной бумаги, зато присутствует Ч внимание! Ч 2800 пластиковых щеток-насадок дл€ швабр и 468 стандартных дерев€нных швабр дл€ мыть€ пола. Ќесмотр€ на то что в комплекс входит 17 учреждений, все же любопытно было бы узнать, что с этими предметами в таком количестве делают уборщицы, ведь в советские времена те же дерев€нные швабры служили годами. »ли это подготовка к трудовому воспитанию учеников в школе, которое недавно анонсировала министр ¬асильева?

–одители-марионетки

ѕроблема еще и в том, что после того, как школы стали самосто€тельными заказчиками всех товаров и услуг, родители по большому счету наход€тс€ в неведении, что в реальности должна обеспечивать им школа, а что по собственному желанию могут покупать в класс они сами.  онечно, существуют многочисленные нормы и —анѕиЌы, но далеко не каждый может в них разобратьс€, к тому же часть директоров специально навод€т тень на плетень, чтобы с целью все той же экономии чересчур не просвещать Ђзарвавшуюс€ї общественность.

ѕоэтому нередки случаи, когда ту или иную покупку, совершенную родител€ми по доброй воле, часть взрослых воспринимает как требование директора. ѕроисходит это от отсутстви€ простой и прозрачной информации о том, чем конкретно по нынешним нормам должны обеспечивать учебные заведени€ школьников. ѕравда, и директорам некоторые родительские покупки оказываютс€ очень на руку. “ак, заслуги за приобретение р€да глобальных вещей из серии Ђкулер или шкафчики дл€ обувиї можно спокойно присвоить себе, выполнив план по оснащению учебного заведени€.

ћножат мнимую значимость родительской общественности хитрые заигрывани€ с ними ƒепартаментов образовани€, подконтрольных городу общественных родительских организаций и по большей части марионеточных на данный момент управл€ющих советов школ.

Ч ѕо большому счету многие директора школ хот€т от пап и мам лишь одного: чтобы они никогда ни под каким предлогом не выносили сор из избы и не писали жалобы в ƒепартамент образовани€, Ч рассказывает родительница школьника из ¬олгограда, вход€ща€ в управл€ющий совет своей школы. Ч „тобы предотвратить утечку, современные директора создают свою электронную почту и зачастую даже раздают номер мобильного телефона всем желающим. ј на деле добитьс€ реального результата через администрацию практически невозможно, обычно все заканчиваетс€ лишь обещани€ми.   тому же, если от родителей класса поступает слишком много жалоб, всех собак спускают на классного руководител€. ѕо мнению руководства, учитель должен работать так, чтобы родители не жаловались. ¬ результате получаетс€, что, если, допустим, ребенка плохо корм€т в столовой, а взрослые пожаловались на это директору, вместо того чтобы проверить качество продуктов, администраци€ устраивает выволочку учителю.

Ч “акую политику администрации школ оп€ть же провоцирует государство, из года в год сокращающее и так нищее финансирование образовани€ в стране. Ќесмотр€ на рассуждени€ чиновников о том, что услови€ обучени€ в школах станов€тс€ лучше день ото дн€, на деле все совсем не так. Ќапример, недавно были изменены —анѕиЌы, которые запрещали набирать в класс более 25 человек. “еперь норма прописана таким образом, что в класс можно набить сколько угодно детей, ведь их количество исчисл€етс€ Ђ...в зависимости от кубатуры помещени€ї. “о есть в класс с большой Ђкубатуройї можно напихать и сотню учеников. ј дл€ директора, соответственно, каждый новый ученик Ч это дополнительные деньги, финансирование-то подушевое! «ачем открывать дополнительный класс, платить деньги еще одному учителю, если есть возможность Ђповеситьї побольше учеников на уже имеющихс€ сотрудников. ќ том, каким будет качество образовани€, в такой ситуации уже никто не задумываетс€...

¬сеобща€ школьна€ экономи€ наносит удар не только по здоровым школьникам, но и по дет€м с ограниченными возможност€ми, которым перенести резкое ухудшение условий обучени€ еще сложнее. “ак, в одном из государственных образовательных учреждений дл€ детей с ограниченными возможност€ми почти все школьные автобусы, предназначенные дл€ доставки детей в класс, уже 2-й год наход€тс€ на ремонте. ¬ результате на торжественной линейке 1 сент€бр€ большинство детей смогли поприсутствовать лишь виртуально. ƒа и количество очных зан€тий в школе, которые нрав€тс€ дет€м и положительно сказываютс€ на их развитии, под предлогом отсутстви€ транспорта сокращаетс€ день ото дн€. ¬се просто: дистанционные уроки обход€тс€ школе значительно дешевле, чем обучение детей-инвалидов в стенах учебного заведени€.

–аботай на тыс€чи, получай копейки

Ќе меньше учеников страдают от экономии на образовании и учител€. Ётой осенью в свой профессиональный праздник педагоги по всей –оссии провели протесты и митинги против сокращени€ зарплат и увеличени€ нагрузки. Ђ—лужением сыт не будешь!ї, Ђќбеспечить педагогам среднюю зарплату по региону за ставку 18 часовї, Ђ–оссийскому образованию Ч достойный бюджетї, Ђƒайте учител€м работать с детьми, а не с бумагами!ї Ч развернутые плакаты полностью отражали настроени€ и основные проблемы в учительской среде.

Ч —трем€сь выполнить майские указы президента о повышении учительских зарплат, директора школ в услови€х экономии навешивают на педагогов все больше и больше основных и дополнительных часов, Ч объ€сн€ет заслуженный учитель –‘, работающий в одной из гимназий. Ч ѕри этом зарплата на нашу стандартную ставку Ч 18 часов Ч остаетс€ нищенской. Ѕольшинство из нас вынуждены трудитьс€ по 24, а то и по 36 часов в неделю, а это дл€ нашей профессии запредельна€ нагрузка, котора€ неминуемо приводит к резкому ухудшению качества преподавани€. ¬едь учителю нужно не просто провести урок, но и готовитьс€ к нему, провер€ть тетради, не говор€ уже о повышении собственной квалификации, самообразовании.   тому же в услови€х торжествующей в стране бюрократии на педагогов сыплетс€ еще и бесконечный ворох бумаг.

–еально достойную заплату в школе получать можно, но дл€ этого учителю нужно брать дополнительные часы, по возможности вести продленку или платные кружки, то есть на деле проводить в учебном заведении по 10Ц12 часов в день.   тому же сейчас все чаще учител€ оказываютс€ в унизительном положении Ч на них оказывают давление администраци€ школы с одной стороны и недовольные родители Ч с другой. ≈сли при Ђсовкеї скорее родители бо€лись и уважали учител€, то теперь все перевернулось с ног на голову, и педагогов посто€нно в чем-то обвин€ют. ј директор в любой момент под разными предлогами может лишить учител€ стимулирующих выплат или урезать его часы.   тому же в стране все чаще происход€т массовые сокращени€ сотрудников образовани€, поэтому педагоги бо€тс€, что школа просто-напросто не продлит с ними трудовой договор на следующий год. » это тот дамоклов меч, под угрозой которого учител€м приходитс€ терпеть любой произвол со стороны администрации, чтобы не оказатьс€ на улице.

ƒиректора школ, несмотр€ на их видимое могущество в глазах педагогов, также оказываютс€ заложниками системы экономии. — одной стороны, они по рукам св€заны 278-й статьей “рудового кодекса, котора€ позвол€ет учредителю, то есть региональному ƒепартаменту образовани€, уволить их без объ€снени€ причин, а с другой Ч на них оказывает давление родительское сообщество. Ћюба€ жалоба, отправленна€ законным представителем ребенка в ƒепартамент, может при определенных обсто€тельствах привести к увольнению директора.

 онечно, директора бывают разные, кто-то заслуживает не только увольнени€, но и более серьезного наказани€ в соответствии с ” . Ќо т€жко приходитс€ и тем руководител€м, которые даже в нынешних услови€х переживают за судьбу школы и качество образовани€ ее учеников, а не только за собственное финансовое благополучие.

ќ том, как живетс€ в наше врем€ директору школы, на услови€х анонимности Ђћ ї рассказала одна из руководителей учебного заведени€ ѕодмосковь€, не так давно переставша€ занимать эту должность:

Ђѕоложение директора школы в наше врем€ весьма сложное, хот€ доходы большинства весьма соразмерны их непростой работе. –еально денег, выдел€емых департаментом любой школе, не хватает на нормальные выплаты учител€м по стандартной ставке, на достойное обеспечение учеников всеми необходимыми учебниками и на современный уровень хоз€йственной де€тельности школы. ѕри этом сказать открыто директор об этом не может Ч его задача, наоборот, вс€чески прикрывать вышесто€щие организации от общественного недовольства и брать весь удар на себ€. ќтсюда и начинаютс€ различные уловки экономии со стороны директоров школ, а вот на их масштабы уже вли€ет человеческий фактор.  ому-то нужно свести концы с концами, чтобы школа работала, а ученики получали знани€. ƒл€ кого-то при недостатке средств нужно еще и как можно больше урвать самому Ч тогда и экономи€ становитс€ заметней, и поборы в школе масштабней. ¬ любом случае, после того как школы в стране стали самосто€тельно распредел€ть свой бюджет и заказывать товары и услуги, любой директор, независимо от его личных качеств, вынужден крутитьс€ как белка в колесе и находитьс€ под посто€нным давлением сверху, и что-то кардинально изменить в системе он не в состо€нииї.


»сточник: www.mk.ru




«агрузка...
«агрузка...
„»“ј…“≈ “ј ∆≈


ѕиши отзывы получай деньги



» »нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
 


“≈√»
Ѕольше ¬ласти «ачем  акие  огда ћоскве ћосквы ѕодмосковье ѕочему ѕутин ѕутина –оссии –оссию –осси€ ———– —колько будет будут было быть вопрос врем€ года году если есть жиль€ какой люди метро млрд могут может можно после против рублей только человек чтобы