—¬≈∆»≈ Ќќ¬ќ—“»
ѕќ»—  –ј—Ў.ѕќ»— 
«агрузка...

» Ќевиданные люди
20-04-2012, 19:05
«агрузка...

—ентинельцы живут закрытой жизнью. „ужаков на своей земле они встречают стрелами, настигающими врага на рассто€нии до 100 метров, и неодобрительными криками. Ѕольша€ часть того малого, что мы знаем сегодн€ об этом племени, по€вилось благодар€ немногочисленным контактам, которые порой приводили к гибели незваных чужаков.

¬ отличие от основного населени€ сентинельцы выгл€д€т не как индусы, а как негроиды, или, если говорить на профессиональном антропологическом €зыке, — негритосы. Ёта группа отличаетс€ темной кожей, небольшим ростом, около 140–150 см, и кудр€выми волосами.

 ак предполагают этнографы (точного подтверждени€ или исследований нет), негритосы сорок тыс€ч лет назад мигрировали из јфрики в јзию и обосновалась там. „уть позже отделившиес€ небольшие группы перебрались в Ќовую √винею и даже в јвстралию.

— ћожно предположить, что они по€вились здесь еще с тех времен, когда јндаманский архипелаг был частью »ндонезии. ќтколовшийс€ кусок суши унес с собой и живших в то врем€ на нем людей, — высказывает предположени€ антрополог, исследователь и путешественник јндрей ћатусовский. — —ейчас же јндаманы — это пор€дка 204 мелких и больших островов. —ентинельцы живут в отдалении, на северном острове, наход€щемс€ в стороне от других.

Ћюбопытно, что эта небольша€ суша в 72 кв. км официально принадлежит »ндии, но так как никаких контактов и соглашений с жител€ми острова не было, по международным стандартам права территори€ представл€ет собой «суверенную сущность». ѕоэтому де-факто это автономный регион, но все же наход€щийс€ под индийским протекторатом.

—виней убили и закопали

—амое первое свидетельство существовани€ этого народа по€вилось в 1771 году, когда британский инспектор сообщил о тусклом свете от жилищ, €кобы расположенных в глубине острова. ƒальше наблюдений дело не пошло, поскольку английским колонизаторам јндаманские острова тогда еще не принадлежали. »х завоевали 18 годами позже, в 1789-м.

— Ќаверн€ка сентинельцев встречали и до XVIII века. ∆изнь на островах кипит уже довольно давно. “ак, после колонизации »ндии туманным јльбионом и завоевани€ јндаман на этой территории вспыхивали многочисленные восстани€. ѕосле чего с середины дев€тнадцатого века по 60-е годы двадцатого века англичане сюда ссылали индусов — политических заключенных. ј после того как завоеватели ушли, на архипелаге сто€л индийский флот, — рассказывает мне «краткий курс истории» действительный член –усского географического общества, не один раз побывавший в »ндии, »ван ѕрилежаев.

Ќасколько известно, до 1950-х годов островит€н не трогали, а вот в 60-е годы индусы открыли исследовательскую программу. »менно благодар€ ей состо€лись первые зарегистрированные визуальные контакты. “огда один из антропологов в компании коллег предприн€л несколько попыток высадитьс€ на остров. ќднако представители мужской части племени не были настроены общатьс€, они выбегали на берег и забрасывали незваных гостей градом стрел.

— „уть позже дл€ наведени€ контактов ученые стали оставл€ть на берегу продукты и некоторые предметы быта. Ёто традиционный способ «познакомитьс€» с неизвестными дикими племенами. “ак им дают пон€ть, что настрой у пришельцев мирный и они хот€т найти общий €зык, — по€сн€ет антрополог ћатусовский.

Ќа пустынной части берега оставл€ли кокосы, домашних животных, в частности свиней, и разноцветные ведра. »сследовател€м было интересно, как аборигены будут реагировать на такие подарки и что будут с ними делать. «ан€тно, что фрукты они съели, но не посадили, свиней готовить не стали, но убили и закопали, а ведра забрали только красные. Ќайти причины того, почему они делают именно так, а не иначе, трудно. ” ученых нет опытных данных, они не знают €зыка сентинельцев, не знают их обычаев. —равнение с другими неконтактными племенами не помогает, потому что каждое из них непохоже на другое. Ќо незначительные общие черты все-таки нашлись.

— —уд€ по моему опыту общени€ с другими изолированными народами, небольшими племенами, красный цвет им нравитс€. Ќаверное, они просто считают его самым красивым. ќчень часто у аналогичных народов можно увидеть украшени€, элементы одежды или детали рисунков именно этого цвета, — по€сн€ет јндрей.

 

¬ид острова —еверный —ентинел. √уста€ растительность мешает наблюдени€м с вертолета.

 

≈ще одна, пожалуй, сама€ €рка€ из описанных встреча с сентинельцами состо€лась в 1970 году. √руппа все тех же исследователей в очередной раз приплыла на лодке, чтобы угостить плем€ рыбой и показать свой дружественный настрой. —начала на берег вышли только воины с луками и копь€ми. ќднако потом, когда обстановка стала менее враждебной и защитники острова начали принимать подарки, бросаемые издалека с лодки, из тени деревьев по€вились женщины. „ерез какое-то врем€ к морю выбежали и около двадцати детей. ѕо словам участника экспедиции, напр€женность между двум€ сторонами все же не ослабевала. Ѕыло видно, что сентинельцы бо€тс€ и не знают, что ожидать от чужаков. ≈сли одна часть принимала угощени€, оставив оружие на земле, то друга€ все-таки следила за общей обстановкой, держа стрелы наготове. Ќо потом, как пишет очевидец, стали происходить «странные вещи».

— ќдна из женщин подошла к воину и села с ним на песок в страстном объ€тии. “о же самое сделали и другие представительницы слабого пола, находившиес€ на берегу. ¬се это выгл€дело как групповой акт соити€, — описывает увиденное один из исследователей. — Ёто продолжалось довольно долго, но вдруг темп этого сумасшедшего танца желаний уменьшилс€, и пары постепенно удалились в джунгли. ќднако некоторые мужчины все еще оставались на страже. ћы стали постепенно двигатьс€ к кораблю...

ƒаже современные антропологи не решаютс€ сказать, что это было на самом деле. ќдни ссылаютс€ на необъективность описанной картинки, другие говор€т о том, что вр€д ли эти люди стали бы «ублажать друг друга на виду у незнакомцев». «амкнутость не позвол€ет до конца пон€ть их культуру.

јктивные попытки исследований продолжались до 1990-х годов. ѕосле программа изучени€ была свернута — и плем€ на врем€ оставили в покое. ќднако последн€€ трагическа€ новость пришла оттуда в 2006 году. —ентинельские стрелки убили двух рыбаков, незаконно ловивших рыбу недалеко от острова. «а телами послали вертолет, однако дикари оказались не из пугливых и обстрел€ли железную птицу из луков. “рупы так и не забрали. Ќо летчики увидели, что трупы все-таки закопали, поскольку ветер от лопастей обнажил не глубоко захороненные тела.

Ѕез огорода, зато с копьем

ѕоскольку пр€мого контакта с племенем так и не было, индийские ученые сделали выводы, основыва€сь только на имеющихс€ наблюдени€х.

— “ам живет пор€дка двух-трех семей. Ёто расширенные родственные группы, состо€щие не только из мужа и жены, но и старшего поколени€, детей, внуков. я думаю, там три-четыре хижины, — высказывает общие догадки ћатусовский.

Ѕыли попытки узнать более точное количество живущих на острове людей. ¬ 2001 году на рассто€нии — с воздуха — попробовали провести перепись. ¬ы€снилось, что на острове проживают примерно 39 человек: 21 мужчина и 18 женщин. Ёти данные довольно приблизительны, поскольку всех сентинельцев при таком подсчете найти было невозможно.

 роме того, на численность племени наверн€ка повли€ли землетр€сение и последовавшее за ним цунами в декабре 2004 года. Ёто было одно из сильнейших стихийных бедствий в современной истории. ћагнитуда составила 9,3 балла из максимальных 9,5.

— јндаманы пострадали очень серьезно. ќстрова практически смыло. ќгромное число жертв, все было завалено илом. ѕрирода тоже пострадала, коралловые рифы задохнулись и погибли. ¬се это до сих пор не восстановилось, процесс идет очень медленно, — рассказывает »ван ѕрилежаев. — ќднако позже снимки с вертолета подтвердили, что сентинельцы все-таки выжили.

»сход€ из внешних наблюдений, стало пон€тно, что металлообработкой сентинельцы все-таки владеют. ∆елезо они берут из мор€, волны посто€нно выбрасывают на берег разный мусор. ќни умело вкрапл€ют обработанные куски в стрелы и копь€. ѕомимо этого наблюдатели заметили, что у них есть три вида разных наконечников: острые — дл€ охоты, рыбалки и тупые — дл€ предупредительных выстрелов.

ѕо словам антропологов, нет свидетельств того, что плем€ занимаетс€ земледелием или каким-либо элементарным производством. Ёто видно по снимкам, сделанным с вертолета. Ќа земле нет проплешин, характерных дл€ огородов. —уд€ по всему, островит€не живут за счет собирательства, охоты и, конечно, рыбалки. Ќет у них и лодок. —ентинельцев ни разу не видели переправл€ющимис€ на другие острова или лов€щими рыбу в каноэ.

 

 

ѕо одному из предположений антропологов, хижину дел€т три-четыре человека или две семьи. ∆илище представл€ет собой убежище из веток, выложенных конусом.

— ѕро сентинельский €зык мало что известно. Ќет ни списка слов, ни примерных образцов. ѕо-видимому, он принадлежит к группе андаманских €зыков, но насколько он близок к другим наречи€м, неизвестно, — говорит ћатусовский.

ќхрана дл€ аборигенов

 ак бы современный человек ни хотел знать больше про диких людей, его все-таки останавливает угроза исчезновени€ таких редких дл€ сегодн€шнего времени культур. Ѕлагодар€ государственной политике многие племена до сих пор не ассимилировались и не погибли. »х самобытность и аутентичность не ушли.

—  онкретно —еверный —ентинельский остров начали оберегать примерно с 90-х годов. Ёто своеобразна€ резерваци€, охранна€ зона, куда запрещен доступ как местному населению, так и туристам. “ам есть специальные посты, лодочный патруль вокруг, — говорит исследователь јндрей ћатусовский.

Ќебольшие народы оберегают и от новых дл€ них болезней. ” аборигена может не быть иммунитета даже от ќ–«.

— ≈ще одно плем€, проживающее на јндаманских островах, — джарава. ќни внешне похожи на сентинельцев, невысокого роста, темнокожие и кудр€вые. ƒжарава тоже наход€тс€ под защитой правительства. Ќо с этим народом, в отличие от сентинельцев, все-таки нашли общий €зык. Ќачиналось общение так же. »м приносили подарки, продукты, какие-то предметы быта. Ѕыла даже истори€, когда одному больному парню из этого племени помогли местные полицейские, подобрав его и отправив в больницу. “от, пока лежал, выучил хинди и стал переводчиком. ѕроцесс ассимил€ции пошел, — рассказывает путешественник ѕрилежаев.

—ыграла роль в процессе адаптации этого народа и близость к городам. ≈сли сентинельский остров расположен в стороне, то территори€ расселени€ джарава проходит вдоль центральной части јндаман. ¬прочем, индийские власти не поощр€ют контакты «гостей» с представител€ми племени — люба€ встреча может все-таки закончитьс€ непредсказуемо.

— Ќа архипелаге существует единственный путь, проход€щий через всю цепочку островов. ѕоэтому, хочешь ты или нет, дорога будет лежать через территории джарава. ѕравительство создало своеобразную зону отчуждени€, но с контрольно-пропускным режимом. —пециально дл€ этого сделали специальный вооруженный пост, который пропускает охран€емые автобусные конвои семь раз в день. ћашины с людьми отправл€ютс€ в определенное врем€ и едут с огромной скоростью через территорию заповедника без остановок. ‘отографировать, снимать на камеры все, что находитс€ за пределами салона, запрещено. »наче могут разбить технику без предупреждени€, — вспоминает свою очередную поездку в »ндию ѕрилежаев.

ќднако смотреть было можно, поэтому »вану посчастливилось увидеть нескольких представителей этого племени. Ќедалеко от дороги он разгл€дел невысокого темнокожего мужчину в набедренной пов€зке, чуть дальше сто€ла така€ же полугола€ женщина. Ѕыли и дети. ќни решили не пропускать мимо мчащийс€ на скорости автобус и закидали его камн€ми. Ќа этом встреча с неизвестным в тот день закончилась.

— Ќа самом деле охранительна€ практика существует практически везде, где есть подобные уникальные культурные объекты. јналогичные примеры можно найти в Ћатинской јмерике, Ќовой √винее, Ѕразилии. ѕравительство стран создает специальные ведомства дл€ охраны местных малочисленных народностей. “ак, например, в Ѕразилии создали государственную федеральную структуру — Ќациональный фонд индейцев, а в его рамках — отдел по изолированным народам, который и занимаетс€ курированием племен, — по€сн€ет ћатусовский.

¬ »ндии тоже есть аналогичное ведомство — «ќтдел помощи племенам»...

Ќесмотр€ на все меры предосторожности, прин€тые индийскими власт€ми, путешественники и ученые не оставл€ют надежды когда-нибудь узнать побольше о сентинельцах. Ќо очевидно, что контакт с цивилизацией им счасть€ не принесет.






«агрузка...
«агрузка...
„»“ј…“≈ “ј ∆≈


ѕиши отзывы получай деньги



» »нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
 


“≈√»
Ѕольше ¬ласти «ачем  акие  огда ћоскве ћосквы ѕодмосковье ѕочему ѕутин ѕутина –оссии –оссию –осси€ ———– —колько будет будут было быть вопрос врем€ года году если есть жиль€ какой люди метро млрд могут может можно после против рублей только человек чтобы