—¬≈∆»≈ Ќќ¬ќ—“»
ѕќ»—  –ј—Ў.ѕќ»— 
«агрузка...

» јрктика зовет
24-11-2015, 11:26
«агрузка...

¬от это внушительных размеров металлическое изделие (на фото ) Ч крышка реакторной установки, Ч произведенное в Ќижнем Ќовгороде†в цехах –осатомовского ќ Ѕћ им. јфрикантова, со дн€ на день отправл€етс€ спецтранспортом со спецсопровождением на Ѕалтийский завод. “ам оборудование ждет строга€ входна€ приемка.

јрктика зовет
‘ото предоставлено ќ Ѕћ јфрикантов

Ќовой установке Ч новый ледокол

ќчередную партию оборудовани€ Ч крышка реактора, блок труб и устройств, внутрикорпусна€ шахта реакторной установки (–”) Ч –»“ћ-200 дл€ атомного ледокола Ђјрктикаї изготовило ќпытно-конструкторское бюро машиностроени€ (ќ Ѕћ) имени јфрикантова.

Ђѕроцесс производства занимает несколько мес€цев и тщательно контролируетс€ на каждом этапе, Ч рассказывает јлександр «еленов, заместитель начальника механосборочного корпуса крупногабаритного оборудовани€ . Ч —дача первых сборок из серии –»“ћ-200 дл€ ледокола нового поколени€ стала одним из главных событий года дл€ коллектива и всего предпри€ти€ї.

—троительство головного универсального атомного ледокола нового поколени€ Ђјрктикаї ведет Ѕалтийский завод в —анкт-ѕетербурге†и завершит ориентировочно в 2017 г. «атем по€в€тс€ первый и второй серийные ледоколы проекта 22220 (Ћ -60).

Ђќ Ѕћ јфрикантовї €вл€етс€ разработчиком и комплектным поставщиком интегральной реакторной установки –»“ћ-200 дл€ головного и двух серийных ледоколов проекта 22220 (Ћ -60).

–»“ћ-200 Ч это уже четвертое поколение –” дл€ гражданского атомного флота, почти в два раза легче и компактнее своих предшественников, соответственно, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно Ч экономически эффективнее.  онструктивно такое решение достигаетс€ благодар€ тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаютс€ непосредственно в нем (интегральна€ компоновка).

ѕроверено временем

Ђќ Ѕћ јфрикантовї €вл€етс€ главным конструктором всех судовых реакторных установок дл€ атомного ледокольного флота.

¬ декабре 2015 года предпри€тию исполн€етс€ 70 лет. Ђј все начиналось в рамках великого атомного проекта с создани€ разработки газодиффузионной машины дл€ обогащени€ уранаї, Ч вспоминают ветераны ќ Ѕћ.

Ђ√ордость предпри€ти€ Ч более 500 реакторных установок (–”), которые ќ Ѕћ изготовило за это врем€ в кооперации с другими предпри€ти€ми, Ч рассказывает јлександр Ѕахметьев, заместитель директора по науке. Ч “акого количества –” никто в –оссии не изготавливал. —уммарна€ наработка составл€ет более 10 тыс€ч реакторных лет. Ќо €дерные установки Ч это и наша посто€нна€ забота о совершенствовании их технических характеристик, в первую очередь Ч безопасностиї.

—егодн€ уже даже трудно представить, что на заре освоени€ —еверного морского пути первые ледоколы ходили на угле. ѕричем т€жело груженые углем (!) Ч топливо занимало большую часть пространства корабл€. јтомные реакторные установки ќ Ѕћ совершили прорыв в судостроении.

»сторию подвига бережно хран€т в ћузее трудовой славы ќ Ѕћ.

Ђ¬се 9 атомных ледоколов оснащены нашими реакторными установками, их работа дала великолепные результаты в јрктике, Ч рассказывает јлександр Ѕахметьев. Ч Ѕыла обеспечена надежна€ и безопасна€ проводка транспортных судов на всех участках —еверного морского пути.

ќднако сейчас на части судов встала задача продлени€ ресурса ледокольных установок.

 роме того, руководством страны озвучена задача повышени€ присутстви€ –оссии†в јрктике. ¬ июле 2015 года прин€та нова€ морска€ доктрина –‘, ориентированна€ на освоение јрктики, включающа€ в себ€ добычу ископаемых на арктическом шельфе и развитие —евморпути с использованием атомных ледоколов нового поколени€. ѕоэтому вс€ атомна€ отрасль и Ђќ Ѕћ јфрикантовї сегодн€ создают услови€, чтобы многое в јрктике нам стало доступно дл€ успешного дальнейшего освоени€ јрктикиї.

—правка:

Ќаши ледоколы

Ђјрктикаї, Ђ—ибирьї, Ђ–осси€ї, Ђ—оветский —оюзї, Ђ“аймырї, Ђ¬айгачї, Ђямалї, Ђ50 лет ѕобедыї и океанский лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса Ђ—евморпутьї Ч дл€ них в јќ Ђќ Ѕћ јфрикантовї были разработаны 3 модификации реакторных установок (ќ -900ј,  Ћ“-40,  Ћ“-40ћ). —пециалисты предпри€ти€ обеспечивают авторский надзор за эксплуатацией энергоустановок ледокольных судов.

‘лот двойного назначени€

—егодн€ в Ђќ Ѕћ јфрикантовї создают проекты реакторов нового поколени€ дл€ перспективных атомных ледоколов.

—тране нужен мобильный северный флот, как дл€ геополитических задач, так и дл€ народнохоз€йственных в районах  райнего —евера. Ќа арктическом шельфе найдены крупные месторождени€ углеводородов, планируетс€ их активна€ разработка, коммерчески перспективной становитс€ добыча полезных ископаемых в богатых сырьем, но покрытых льдами, районах јрктики. ¬ —оединенных Ўтатах,† итае, Ќорвегии,  анаде и других странах стремительно возрос интерес к арктической навигации.

Ќужны такие ледоколы, чтобы могли ломать лед и свыше 3 метров толщиной, проводить караваны судов и в то же врем€ заходить в устье рек Ч то есть, с небольшой осадкой пор€дка 8,5 м.

 ак это достигаетс€? Ќабрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становитс€ т€желым ледоколом. ѕодойд€ к устью реки и слив балластную воду, судно мен€ет осадку и может работать как мелкосид€щий ледокол.

Ч ѕрин€то решение о необходимости создани€ двухосадочности нового ледокола, Ч отмечает јлексей ѕахомов, начальник отдела разработки судовых яЁ”. Ч —пособного работать и на глубоководных, и на мелководных участках, сочета€ в себе свойства и линейного, и мелкосид€щего ледокола.

Ч –азработка технического проекта реакторной установки дл€ такого универсального судна завершена, Ч по€сн€ет јлексей ѕахомов, Ч эта сери€ заменит и линейные ледоколы, и ледоколы с ограниченной осадкой, которые к этому времени выработают свой ресурс.

”становка –»“ћ-200 с интегрированной компоновкой парогенерирующего блока (ѕ√Ѕ) отвечает всем заданным требовани€м дл€ таких судов Ч мобильна€, безопасна€, мощна€ и экономична€.

—ейчас на глубоководных участках проводкой караванов занимаютс€ линейные ледоколы типа Ђјрктикаї, на мелководных Ч ледоколы с ограниченной осадкой типа Ђ“аймырї. ѕри этом необходима передача караванов от линейного ледокола Ч мелкосид€щему и наоборот, что приводит к просто€м каравана и ледоколов и негативно отражаетс€ на экономической эффективности грузоперевозок.

—правка:

–»“ћ-200 Ч это двухреакторна€ установка с реакторами тепловой мощностью 175 ћ¬т каждый. »меет высокий ресурс, коэффициент использовани€ установленной мощности и период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны. ќбладает низким уровнем собственного энергопотреблени€, что, в конечном счете, обеспечило лучшие эксплуатационные характеристики ледокола.

”стойчивое, как ледокол

—егодн€ Ђќ Ѕћ јфрикантовї интенсивно развиваетс€. «а последние годы в развитие и техперевооружение предпри€ти€ –осатомом вложено около 8 млрд рублей.

Ч » до 2020 года еще будет вложено пор€дка 12 млрд, Ч добавл€ет јлександр Ѕахметьев, зам директора по науке. Ч ¬ частности, строитс€ новый цех парогенераторов дл€ ледоколов.

ѕортфель заказов имеет как гражданскую составл€ющую, так и военного назначени€.

Ч ¬ыполнение гособоронзаказа на 100 процентов Ч наша св€та€ об€занность, Ч говор€т на предпри€тии.

ѕрибыльность ќ Ѕћ, инвестиции позвол€ют модернизировать производственную базу; обеспечить выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; использовать мощное программное обеспечение, которое дает возможность моделировать многие нелинейные процессы и тем самым Ђберечьї безопасность сердца реактора Ч активной зоны.

¬ыдел€ютс€ ресурсы и дл€ подготовки кадров. Ќа предпри€тии работают свыше 4 тыс€ч сотрудников, средний возраст Ч всего 40 лет! «а последнее врем€ в коллективы влились более 1400 молодых сотрудников.

Ђќчень много активных, де€тельных людей, которые каждый год нешуточно борютс€ за звание лучшего молодого специалистаї, Ч отмечает Ѕахметьев.

Ќесколько поколений реакторных установок создавалось в ќ Ѕћ, и здесь же сложились насто€щие рабочие династии, представители которых с гордостью говор€т о родном предпри€тии.

ѕочти в каждом цеху, где удалось побывать журналистам во врем€ пресс-тура, прошло или идет обновление Ч под новые проекты и новые перспективные задачи атомной отрасли –‘, о которых зачастую даже журналистам знать не положено. Ќо очевидно, что ќ Ѕћ включено в стратегические дл€ страны военные проекты. (ѕредпри€тие входит в машиностроительный дивизион –осатома Ч Ђјтомэнергомашї.)

ѕричем во многих корпусах стоит уже только отечественное оборудование.

Ѕаза, заложенна€ Ђотцами-основате-л€миї, сегодн€ дает чрезвычайную устойчивость Ђкораблюї под коротким названием Ђќ Ѕћї.

 онструкторска€ мысль плюс научно-исследовательска€ работа и производственна€ база вместе с молодыми Ђмозгамиї дают синергетический эффект. ѕредпри€тие в состо€нии разработать, исследовать и испытать любую профильную конструкцию. ј также поставить заказчику и обеспечить сервисное сопровождение.

Ч ћы обладаем всеми ключевыми компетенци€ми, Ч говор€т руководители направлений.

ѕросто ЂЋидерї

¬ 2016Ч2017 годах Ђќ Ѕћ јфрикантовї завершит разработку проекта атомной энергетической установки дл€ ледоколов проекта ЂЋидерї.

—егодн€ подготовлен эскизный проект €дерной установки –»“ћ-400, котора€ рассматриваетс€ в качестве основной дл€ разрабатываемого ледокола-лидера. “еплова€ мощность установки будет вдвое больше, чем мощность ее предшественника –»“ћ-200. Ђѕроект (€дерной установки) дл€ ледокола-лидера у нас обозначен как концептуальный. Ёскиз готов, а разработка технического проекта начнетс€ в ближайшее врем€ї, Ч рассказал начальник отдела разработки судовых яЁ” Ђќ Ѕћ јфрикантовї јлексей ѕахомов.

ѕроект атомохода ЂЋидерї ведут ÷ентральный Ќ»»» им. академика  рылова совместно с ÷ Ѕ Ђјйсбергї и Ђјтомфлотомї. ћощность нового ледокола составит 110 ћ¬т, ширина корпуса Ч пор€дка 50 метров. —удно сможет проходить льды толщиной более 4 м и превзойдет по характеристикам ледокол последнего поколени€ Ћ -60. –»“ћ-400 сможет использоватьс€ не только на ледоколах, но и на судах других типов, например, танкерах, химовозах, судах дл€ перевозки сжиженного газа.

Ђѕлавучкаї дл€ шельфа

ѕриоритетные бизнес-направлени€ де€тельности предпри€ти€ Ч это еще и перспективные –” малой и средней мощности дл€ энергоснабжени€ в јрктическом регионе.

ќни разработаны на основе судовых и корабельных реакторов и предназначены дл€ автономных атомных энергоисточников малой мощности в диапазоне от 6 до 100 ћ¬т(эл): јЅ¬-6ћ,  Ћ“-40—.

¬ услови€х интенсивного освоени€ —евера другого способа обеспечить жизнь в удаленных районах Ч просто нет.  ак наладить электро- и теплоснабжение дл€ бытовых и промышленных потребителей, когда трубы и сети прот€нуть невозможно, а завозить топливо дорого?

Ёто, конечно, будущее в технологическом освоении регионов –оссии.

Ќа ЂЅалтийском заводеї идет монтаж реакторной установки  Ћ“-40— плавучей атомной теплоэлектростанции Ђјкадемик Ћомоносовї.

Ч ћы выполнили об€зательства по поставке реакторных установок дл€ плавучей јЁ—, котора€ сооружаетс€ в —анкт-ѕетер-бурге, Ч отмечает јлександр Ѕахметьев.

Ёто головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Ёнергоустановка ѕј“Ё— имеет максимальную электрическую мощность более 70 ћ¬т и включает в себ€ две реакторные установки  Ћ“-40—. ќна способна в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 ћ¬т электроэнергии и 300 ћ¬т тепловой энергии.

Ч „то достаточно дл€ поддержани€ жизнеде€тельности города с населением 200 тыс€ч человек, Ч рассказывает начальник отдела разработки судовых яЁ” Ђќ Ѕћ јфрикантовї јлексей ѕахомов.

ѕлавучий энергоблок (ѕЁЅ) Ч это автономный энергетический объект, который целиком создаетс€ на судостроительном заводе как несамоходное судно. «атем буксируетс€ морским или речным путем к месту его эксплуатации. «аказчику поставл€етс€ полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещени€ми и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуетс€ технологи€ сдачи Ђпод ключї.

ѕлавуча€ атомна€ станци€ Ч впрочем, как и люба€ друга€ Ч согласно современным нормам безопасности изначально проектируетс€ с Ђзапасом прочностиї, превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

–емонт станции и перегрузка топлива будут выполн€тьс€ в услови€х существующих в нашей стране специализированных предпри€тий технологического обслуживани€ атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

ѕосле 40 лет работы энергоблок замен€етс€ новым, старый возвращаетс€ на специализированное технологическое предпри€тие дл€ утилизации.  ак в процессе, так и после окончани€ работы плавучей ј“Ё— на месте ее эксплуатации не остаетс€ никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип Ђзеленой лужайкиї).

»сточник: www.mk.ru




«агрузка...
„»“ј…“≈ “ј ∆≈


ѕиши отзывы получай деньги



» »нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.
 


“≈√»
Ѕольше ¬ласти «ачем  акие  огда ћоскве ћосквы ѕодмосковье ѕочему ѕутин ѕутина –оссии –оссию –осси€ ———– —колько будет будут было быть вопрос врем€ года году если есть жиль€ какой люди метро млрд могут может можно после против рублей только человек чтобы